Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Бывает ли Пасха у мусульман? Мусульмане и праздник Пасхи: можно ли принимать угощения от христиан в этот день или поздравлять их с праздником? ✅.

Христианский мир отмечает большой праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.

Поздравляю вас с вашим праздником, - отвечает мусульманка.

Нет, доченька, - мягко качая головой, поучала бабушка, - надо отвечать «Воистину воскресе!», - и она выжидающе заглянула в глаза девушки.

Я не христианка, - объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.

Ну, так и что же, доченька, - говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!

Гюнель улыбается.

Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.

Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.

Поздравляю вас с вашим праздником, - лаконично ответила Юля.

Надо отвечать «Воистину воскрес!», - настаивал тот.

Я не могу тебе так ответить.

Почему? Трудно, что ли?

Потому что у вас - своя вера, а у нас - своя.

Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?

Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.

Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?

Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.

Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!

Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, - говорит Юля.

Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?

А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?

Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!

В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.

Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, - предложил тот.

Конечно, не будем, - согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.

Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.

С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.

С каким? – не сразу сообразил Абдулла.

С Пасхой!

А-а-а, - улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.

Кстати, я тоже, - смеется сотрудник ГАИ.

Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».

Матушка, Иисус воскрес!

Я мусульманка, - слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.

На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:

Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

Иисус воскрес! - закричали они ей вслед, скорее из любопытства.

Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.

Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина БАБИЧ

Христиане и представители иных религий являются нашими соседями, коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками детей мусульман. Мусульмане являются частью гражданского общества России, поэтому каждому из них важно сознавать, что его поведение должно соответствовать требованиям шариата и способствовать установлению гармоничных и добрососедских отношений со всеми членами современного общества.

Каковы нормы поведения, предписанные шариатом, которые должен соблюдать мусульманин при взаимодействии с христианами в различных ситуациях?

В вопросах взаимодействия для мусульман не все христиане находятся на одном уровне. То есть взаимодействие с ними различаетсяв зависимости от их отношения к мусульманам.

Мы здесь хотим разъяснить, что в этом вопросе христиане делятся на три категории:

1)«Аль-мукатилун »– те, кто находятся с мусульманами в состоянии войны;

2) «Аль-мусалимун »–это те христиане,с которымиу мусульман хорошие добрососедские отношения; они помогают друг другу в мирских делах, имеющих добро для обеих сторон, и их объединяют некоторые общие мирские цели.

3) «Аль-мухайидун » – те, кто не относятся к первой группе, но вместе с этим не имеют с мусульманами связей и общих дел, которые имеет вторая группа.

Ученые в вопросе поздравления христиан с их религиозными праздниками разделились на два мнения:

Первое – это мнение ученых, которые дозволяют поздравлять христиан с их праздниками и относят это действие ккатегории «мубах» (дозволенное). Согласно этому мнению, такие поздравления подходят под раздел поддержания добрых взаимоотношений с христианами.

Второе – это мнение ученых, которые относятся к этому вопросу очень строго и запрещают поздравлять христиан с их праздниками. Они ограничили всякое взаимодействие с христианами, включив его в вопросы акыды (исламского вероубеждения).

К большим ученым, которые подтверждают первое мнение, относятся:

Шейх Мустафа Аз-Зарка (да смилуется над ним Аллах)– он является одним из больших ученых современности, которого прозвали факихом Шама, -

علامة العصر بلا منازعة وفقيه الشام بلا مدافعة الشيخ مصطفى الزرقا – رحمه الله تعالى – حيث يقول :

" إن تهنئة الشخص المسلم لمعارفه النصارى بعيد ميلاد السيد المسيح عليه الصلاة والسلام هي في نظري من قبيل المجاملة لهم والمحاسنة في معاشرتهم¡ وأن الإسلام لم ينهانا عن مثل هذه المجاملة أو المحاسنة لهم ..."

(فتاوى مصطفى الزرقا: ص355- 357 )

«Поистине, поздравить знакомого христианина с праздником рождения пророка Иса (мир ему), по моему мнению, является одним из видов доброго отношения к ним. Ведь ислам нам не запрещает подобное отношение к ним… »

(Фатава Мустафа Аз-Зарка, 355)

Шейх Наср Фарид Мухаммад Васил – Муфтий Египта в прошлом:

"... وعلى ذلك فإن دار الإفتاء المصرية ترى أنه لا مانع شرعاً في مجاملة غير المسلمين وتهنئتهم أو مواساتهم في أي مناسبة تحل بهم. وأن هذا هو التطبيق الأمثل للإسلام وليس في ذلك خروجاً عن الدين أو فيه نوع من الحرمة

(489(انظر نص الفتوى كاملاً في كتابه: الفتاوى الإسلامية: ص482 -

«...Согласно всему этому, Египетский Дом фетв (Даруль-Ифта) считает, что нет запрета в Шариате в проявлении учтивости к немусульманам и в поздравлении или в соболезновании их по разным поводам, которые постигают их. Поистине, это будет более подходящей для ислама практикой. И в этом нет выхода из религии, а также нет никакого запрета ».

Аль-Фатава аль-исламийя »,482)

Мухаммад Саид Рамадан Аль-Бути –всемирно известный ученый-алим, автор книг по вероубеждению и сире Пророка (мир ему и благословение Аллаха), доктор шариатских наук:

«Решение Шариата относительно поздравления праздником Рождества:

не запрещается мусульманину поздравить своего соседа христианина с его праздником, при этом не признавая противоречащие исламской религии убеждения. Например, мусульманин может сказать ему: поздравляю тебя с праздником Рождества или с наступлением Нового года по григорианскому календарю».

Имам Ахмад сказал , что передается от Абдуллаха Ибн Зубайра (да будет доволен им обоими Аллах):

«Мать жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха)Катиля, будучи неверной, прибыла с подарками к своей дочери Асма (да будет доволен ею Аллах), а Асма отказалась от этих подарков и не впустила ее в дом. Тогда Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила об этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в это время Аллах ниспослал следующий аят:

: { لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين ولم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم وتقسطوا إليهم إن الله يحب المقسطين } . [سورة الممتحنة8

(Смысл):«Аллах не запрещает вам поддерживать добрые отношения к неверным, не находящимся с вами в состоянии войны в религии и не выселяющими вас из ваших домов, делать им добро и проявлять к ним справедливость, ведь Аллах любит справедливых » (сура Аль-Мумтахина: 8)

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ей принять подарки и впустить ее в дом». (Имам Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатам)

Ибн Касир в толковании этого аята приводит хадис от Асмы, дочери Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах):

«В то время, когда с Курайшитами был мирный договор, моя мать, будучи неверной, прибыла в Медину. Я подошла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: «О посланник Аллаха, моя мать прибыла ко мне и желает возобновить со мною родственные связи. Как мне быть?» Он ответил: «Да, конечно, поддержи с ней родственные связи ». (Бухари, Муслим, Имам Ахмад)

(МухтассарТафсир Ибн Касир )

Также имам Аль-Бухари приводит от Анаса (да будет доволен им Аллах):

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) служил мальчик иудей. Когда он заболел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посетил его. Он сел у головы этого мальчика и сказал ему: «Прими Ислам ». Мальчик посмотрел на своего стоящего рядом отца, а отец сказал ему: «Подчиняйся Абулькасиму (мир ему и благословение аллаха) », и он принял Ислам. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел от него, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от огня Ада ». (Бухари)

Аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал:

- قال الحافظ ابن حجر - رحمه الله تعالى - : وفي الحديث جواز استخدام المشرك وعيادته إذا مرض وفيه حسن العهد... (فتح الباري بشرح صحيح البخاري: ج3 ص586

В данном хадисе имеется разрешение для мусульман нанимать на работу неверных (мушриков), а также разрешение посещать их, когда они болеют. В нем также имеется проявление доброго взаимодействия с ними…

(Фатх аль-Бари, ибн Хаджар аль-Аскаляни )

Учитывая, что сегодня во всем Мире, в том числе и в России, тридцать миллионов мусульман живут бок о бок с христианами, Всевышний Аллах не запрещает им поддерживать с ними хорошие добрососедские отношения. Если сегодня мусульманин поздравит христиан с их религиозными праздниками, то, согласно решению вышеупомянутых ученых, в этом нет запрета. Но следует знать, что в число тех, кого разрешается поздравлять, входят только вторая и третья группы, о которых мы выше писали и обусловливается отсутствием в словах поздравления того, что противоречит основам шариата.

Аллах знает лучше!

Нурмухаммад Изудинов

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что мусульманам заповедано обращаться с добротой и справедливостью со своими соседями – немусульманами. Поэтому в обмене подарками с ними нет ничего плохого. Мусульманам разрешено поздравлять немусульман с их праздниками, более того, это становится обязанностью в том случае, если последние поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или же верните его» (Коран, 4:86).

Мусульмане не должны участвовать в религиозных праздниках немусульман, однако они могут принимать участие в национальных праздниках стран своего гражданства, при этом не нарушая предписаний Ислама. Данный вопрос имеет, безусловно, большое значение, особенно для мусульман, проживающих на Западе. Между мусульманами и немусульманами существуют крепкие связи, определяемые потребностями самой жизни.

Они возникают на основе отношений между соседями, дружбы, общения с коллегами по работе или с товарищами по учебе. Мусульманин может испытывать чувство благодарности по отношению к немусульманину, например, к благожелательному начальнику, хорошему лектору, добросовестному и квалифицированному доктору и другим людям. Итак, каким же должно быть отношение мусульман к немусульманам, которые не проявляют к ним никакой враждебности, не сражаются с ними из-за веры и не изгоняют их из их жилищ или с их земель?

В Коране содержится ответ на этот вопрос. Эта сура была ниспослана как руководство в отношениях с язычниками. Аллах Всемогущий сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, – ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те – нечестивы»(Коран, 60:8-9).

Согласно этому аяту, существует большая разница между теми, кто относится к мусульманам как к врагам и сражается с ними, и теми, кто хочет жить с мусульманами в мире. Нам заповедано хорошо относиться к последним, быть с ними справедливыми и проявлять к ним доброту, а не только давать то, что положено им по праву, и требовать то, что по праву полагается нам. Мы должны стремиться по возможности к лучшим отношениям, а не ограничиваться такими жесткими рамками.

Что касается другой группы, то в аяте содержится строгий запрет каких-либо союзов с ними, а также оказания им какой-либо поддержки. Это относится к тем, кто решил стать врагом Ислама и мусульман и совершает активные действия, изгоняя мусульман из их домов и с их земель по той единственной причине, что мусульмане объявляют о своей вере в Единого Аллаха. Так поступили курайшиты и неверные в Мекке по отношению к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Как аль-Бухари, так и Муслим передают со слов Асмы бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), что однажды она пришла к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О Посланник Аллаха! Моя мать, многобожница, пришла ко мне. Она решила установить со мной более близкие отношения и принесла мне подарки. Должна ли я ее приветствовать и хорошо к ней относиться?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Приветствуй свою мать и относись к ней хорошо».

Это было сказано несмотря на то, что мать Асмы была многобожницей. Вместе с тем, Коран ясно утверждает, что люди Писания (иудеи и христиане) гораздо ближе к Исламу и к мусульманам, чем многобожники. Коран разрешает есть пищу людей Писания и жениться на целомудренных из них. Аллах Всемогущий сказал: «…и пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам, и ваша пища разрешается им. И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано писание до вас…» (Коран, 5:5).

Поскольку разрешено жениться на целомудренных из людей Писания, то тем самым разрешено проявлять к ним любовь и милость. Всемогущий Аллах говорит: «Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (Коран, 30:21).

Действительно, как может человек презирать свою жену, которая является его спутницей жизни и матерью его детей? Всемогущий Аллах сказал: «…они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (Коран, 2:187).

Кроме того, результатом брака является сближение двух семей и возникновение родственных отношений – естественной формы отношений между людьми. Аллах Всемогущий сказал: «И Он – Тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское» (Коран, 25:54).

Нельзя забывать и о чувстве материнства. В Коране ясно говорится о правах матери по отношению к детям. В этой связи иногда спрашивают: допустимо ли для мусульманина не поздравлять свою мать–немусульманку с тем праздником, который она отмечает? А что делать по отношению к родственникам – дедушкам, бабушкам, дядям, тетям, двоюродным братьям и сестрам? У них у всех есть права на наше хорошее отношение, что закреплено в Коране, где говорится: «…обладатели же родства – одни ближе к другим в Писании Аллаха» (8:75), а также: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким…» (16:90).

Поздравлять немусульман с их праздниками становится обязательным в том случае, если они поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в Исламе, поскольку нам заповедано отвечать добром на добро, в том числе – хорошо отвечать на приветствия. Аллах Всемогущий сказал: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же» (Коран, 4:86).

Мусульманин ни в коем случае не должен быть менее благожелательным и приятным в общении, чем другие люди, он не должен обладать худшими манерами, чем они. Именно об этом говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Самые лучшие в своей вере – те, которые обладают самыми лучшими манерами» (передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ад-Дарми и Абу Даудом), и еще он добавлял: «Поистине, я послан для того, чтобы совершенствовать самые благородные манеры» (передано Ахмадом, аль-Бухари в сборнике «Аль-адаб аль-муфрад», а также аль-Баззаром в сборнике «Кашфул Астар»).

Значение манер мусульманина существенно возрастает в связи с тем, что мы приглашаем людей в нашу веру (а это является обязанностью каждого из нас). Позитивного отношения людей к Исламу нельзя добиться, обращаясь с ними излишне строго, жестко и применяя насилие. Этого можно добиться прекрасными манерами и возвышенной этикой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прекрасно обращался даже с многобожниками среди курайшитов, когда он жил в Мекке, несмотря на их враждебность, преследования, угнетение и тяжкие оскорбления с их стороны. Подтверждением этому служит факт, что курайшиты доверили ему свое богатство и свои сбережения из опасения, что в противном случае они могут быть украдены или потеряны. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уехал из Мекки в Медину, он оставил своим преемником Али (да будет доволен им Аллах), которому он приказал вернуть курайшитам все доверенное ему.

Таким образом, ничто не препятствует ни мусульманину, ни исламскому центру поздравить немусульман либо на словах, либо послав им открытку. При этом следует помнить, что открытка не должна содержать икон или другой религиозной символики, например – креста. Концепция распятия полностью отрицается Исламом. Всевышний Аллах утверждает в Коране: «…а они не убили его и не распяли, но это только представилось им…» (4:157).

В обычных словах поздравления не содержится ничего такого, что можно истолковать как явное или подразумеваемое признание каких-либо аспектов иной веры или религии. Нет также никаких препятствий к тому, чтобы принимать от немусульман подарки и дарить им подарки в ответ, при условии, что эти подарки сами по себе не являются недозволенными (например, содержащими алкоголь или свинину). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял подарок от короля Египта и от некоторых других (см. «Шар мушкил аль-азар» ат-Тахави).

В то же время мы придерживаемся той точки зрения, что последователям Ислама запрещено принимать участие в религиозных праздниках немусульман, как многобожников, так и людей Писания. Сегодня, к сожалению, можно наблюдать, как некоторые невежественные мусульмане празднуют Рождество, но при этом не отмечают Ид уль-фитр и Ид аль-адха. Это не соответствует мусульманскому праву.

Россия отмечает большой христианский праздник – Пасху. В эти дни мы видим на улицах девушек и женщин в платках и длинных юбках, а у православных храмов выстраиваются очереди, проходя мимо которых подростки стыдливо прячут пиво и прекращают выражаться. Молодые же девушки, завязавшие платочки, не забывают одеть юбку подлиннее, и этот пасхальный порыв выглядит очень трогательно.

Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.

Вместе с тем, для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса».

Причиной к этому может стать даже диалог, завязавшийся совершенно случайно. К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию.

Пасхально-межконфессиональные разговоры

Проходящую мимо церкви Гюнель вереницы желающих приобщиться к пасхальным таинствам воспринимали как «свою», никто в эти дни не обращал внимания на ее платок. Одна бабушка, вдруг подошедшая к ней, по-доброму взяла ее за руку:

– Иисус воскресе! – благодушно сказала она и, улыбаясь, посмотрела на Гюнель.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – отвечает мусульманка.
– Нет, доченька, – мягко качая головой, поучала бабушка, – надо отвечать «Воистину воскресе!», – и она выжидающе заглянула в глаза девушки.
– Я не христианка, – объясняет Гюнель, аккуратно попытавшись освободиться от объятий доброй бабушки.
– Ну, так и что же, доченька, – говорит та. – Господь Бог наш – Он ведь для всех Один!
Гюнель улыбается.
– Да, бабушка, это так.

В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам.

Юля, принявшая Ислам несколько лет назад, позвонила своей православной подруге Наде.
– Иисус воскрес, Юль! – с некоторой долей ехидства влез в разговор Надин муж.
– Поздравляю вас с вашим праздником, – лаконично ответила Юля.
– Надо отвечать «Воистину воскрес!», – настаивал тот.
– Я не могу тебе так ответить.
– Почему? Трудно, что ли?
– Потому что у вас – своя вера, а у нас – своя.
– Но тебе что, трудно просто сказать: «Иисус воскрес!»?
– Нет, мне сказать не трудно, но я не буду этого говорить.
– Вот вредная! Язык что ли отсохнет у тебя?
– Ну, что пристал к человеку? – вмешивается Надя.
– Да понять не могу, почему трудно два слова сказать!
– Потому что в вашем представлении Иисус воскресал, а в нашем – нет, – говорит Юля.
– Может, он у вас и во искупление грехов человеческих не умирал?
– А ты считаешь, смерть одного человека может искупить грехи всех других людей?
– Ну, так мы говорим не о человеке, а об Иисусе!
– В этом и разница. Для нас Иисус – это человек.
– Ой, слушай, давай не будем спорить, праздник все-таки, – предложил тот.
– Конечно, не будем, – согласилась Юля.

По ее словам, всегда, когда она появляется в немусульманских семьях, возникают разговоры о религии: с ней пытаются спорить, но как только обнаруживается, что у одной из сторон недостаточно знаний для объяснения своей позиции, спор откладывается, чтобы дать время друг другу «накопить» аргументы. Пасха – удобное время для возвращения к таким диалогам.

Бывают и курьезные случаи.
Машину Абдуллы остановил сотрудник ГАИ.
– С праздником вас! – начал инспектор, когда водитель вышел из машины.
– С каким? – не сразу сообразил Абдулла.
– С Пасхой!
– А-а-а, – улыбается водитель. – Так я мусульманин, татарин.
– Кстати, я тоже, – смеется сотрудник ГАИ.
Беседуя, они обнаружили много общих знакомых в столице, обменялись координатами и мирно расстались безо всяких штрафов.

К одетой в строгий джильбаб и светлое бони Айгуль, возвращавшейся из магазина, подошел мужчина «навеселе».
– Матушка, Иисус воскрес!
– Я мусульманка, – слегка улыбнувшись, ответила Айгуль.
На лице мужчины отразилось удивление, потом недоумение, а затем он выдал:
– Ну, тогда салам алейкум! Или как там у вас говорят?… – и он виновато улыбается.

В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии.

Несмотря на все большую популярность исламской темы, большинству православного населения Ислам все же представляется сегодня чем-то чуждым и экзотическим.

Две молодые девушки, одетые в длинные юбки и платки, направлялись к церкви, когда навстречу им шла мусульманка Саидат, одетая в традиционную исламскую одежду.

– Иисус воскрес! – закричали они ей вслед, скорее из любопытства.
– Ашхаду алля илляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадар расулюЛлах! (свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк – прим. Ислам.Ру) – ответила им внятно Саидат.
– Иностранка какая-то! – испуганно стали перешептываться те, быстро удаляясь.

Что мы знаем о Пасхе?

Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать.

Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей.

В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.

Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса.

И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

Айша Галина Бабич

Вопрос: В эти дни христиане в России празднуют Пасху. На этот праздник они готовят специальные угощения - красят яйца, пекут куличи (пасхальные пироги), готовят особые сладости. У многих из нас есть родные или соседи немусульмане, которые могут предложить нам какие-то пасхальные угощения. Можно ли мусульманам есть такие блюда, которые были специально приготовлены для праздников немульман?

И еще один вопрос: некоторые мусульмане поздравляют немусульман с их религиозным праздником в такой форме - "Я поздравляю вас с вашим праздником". Допустимо ли это?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Праздник Пасхи является специфическим христианским праздником и особым признаком неверующих. Вследствие этого для мусульман будет запретным принимать какое-то участие в праздновании подобных дней. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) строго предостерегал свою умму от участия в праздниках других религий для сохранения мусульманами своей религии и религиозной идентичности.

Наш Пророк (мир ему и благословение) провозгласил два официальных праздника для своей уммы - день Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха, а также пятничный день (джума).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что когда Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину, он увидел, что люди, живущие там, отмечают два особых дня. Он спросил - что это за праздники, и ему ответили, что эти дни они праздновали во времена джахилийи. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал людям:

إن الله قد أبدلكم بهما خيرا منهما: يوم الأضحى، ويوم الفطر

«Поистине, Аллах заменил эти два дня лучшими днями: днем Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адха». (Абу Дауд, хадис 1134)

Учитывая сказанное выше, мусульманам следует воздерживаться от принятия пищи, которая была приготовлена для подобных праздников, даже если она не содержит в себе запретных ингредиентов. Если же кто-то ваших родных, соседей или коллег угостит вас подобными блюдами, и есть опасение, что он может обидеться, если вы не примете его подарка, вам разрешается принять такой подарок, но нужно постараться сделать так, чтобы это не превращалось в привычку (и постарайтесь объяснить родным и знакомым, что вы не отмечаете такие праздники, чтобы предотвратить подобные вещи в будущем).

Что касается поздравлений немусульман в таких случаях: также следует воздерживаться от поздравлений с такими датами, которое не признаются в исламе. В случаях, когда вы можете попасть в неудобную ситуацию, если вы не поздравите кого-то, можно поздравить человека в общем виде, например, сказав ему: «Я желаю вам всего хорошего» или «Пусть Бог благословит вас» (с намерением пожелать человеку наставления на прямой путь от Аллаха) или другим подобным образом, не упоминая при этом сам праздник Пасхи.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!