Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Брак с таджиком отзывы. Межнациональные браки: история таджикского Штирлица и русской женщины

Быть таджичкой — это гордо, ведь, по мнению многих, это самые трудолюбивые, самые покорные, самые верные и самые сильные женщины Востока.

Но быть таджичкой также и очень сложно, ведь семья в Таджикистане практически полностью держится на женщинах. Они и накормят вкусно, и оденут опрятно, да и без жалоб возьмут на себя все мужские заботы по семье, когда их вторые половины годами не возвращаются из трудовой миграции.

Такими их воспитывают строгие матери и бескомпромиссные традиции, а еще не всем понятные запреты, о которых сами девочки в курсе со дня появления на свет.

Брови и свобода таджикской девушки

Пожалуй, самый странный таджикский запрет — это не выщипывать брови до замужества. И не важно, во сколько девушке посчастливится создать семью. Пусть будет 30, но выщипывать брови нельзя!

На то, кстати, как бы это ни звучало странно, есть вполне адекватные причины.

Во-первых, аккуратные выщипанные брови являются знаком замужних женщин. И если молодая девушка вдруг на каком-то мероприятии приглянется потенциальным женихам, то оценивать будут не только по манерам, но и по бровям. Не будут же люди спрашивать напрямую, замужем ли она. А невыщипанные брови как раз намекают на свободный статус девушки.

Во-вторых, помимо намеков есть и другая, очень важная сторона вопроса — ислам (а 99% таджикистанцев исповедуют данную религию) не приветствует внесения изменений в Божье творение. Придать ухоженный вид канонически разрешается, но при этом нужно уловить ту грань, при которой брови будут аккуратны, но их форма не изменится.

Для таджички свидание — знак порочности

До замужества категорически запрещается встречаться с мужчинами — устраивать романтические свидания при свечах, походы в кино или прогулки под дождем. Об этом можно забыть. А про невинные поцелуи и прикосновения к рукам даже думать грешно.

И как в таких условиях таджички создают семью? Очень просто, ведь влюбляться до замужества разрешается. Выбирать себе спутника жизни — тоже. Но мужчинам фанатично важно, чтобы их будущая половина была непорочной и чистой.

Она, грубо говоря, должна принадлежать душой и телом только одному мужчине — своему будущему супругу — и дожидаться его смиренно. Иначе позор не только девушке, но и всей ее родне. И не придут к ней свататься нормальные семьи. И, не дай Бог, останется она старой девой. Примерно так пугают девушек в строгих, традиционных таджикских семьях.

Черта в 30 для таджикской девушки

Нет ничего страшнее для матери, чем оставшаяся в девках дочь. Не успеет стукнуть девушке 18, как родители всерьез начинают собирать приданое своей прекрасной и неповторимой дочери. А вдруг завтра в дверь постучаться сваты. А такое, кстати, вполне возможно.

И не дай Боже, чтобы дочь оказалась по характеру упрямой, привередливой и с большими планами личного роста на будущее. А такие ведь затянут с замужеством аж до 30 лет с риском остаться старой девой. Между прочим, к этому времени у соседской дочки будут бегать по двору уже трое детей.

Таджики уверены, время — золото, потеряешь — не вернешь. А замужество, как время, — не щадит, если упустишь свой шанс. А шансов, конечно же, больше до 30 лет. После этой черты молодые женихи пойдут свататься к молодым, да и старые тоже.

А со своими планами личного роста останется с собой наедине.

Конечно, в современном обществе не все таджикские девушки строго следуют этим , но все равно стараются придерживаться их.

Семьи Таджикистана, в отличие от Европейских семей, по обычаю очень большие. Под одной крышей проживают несколько поколений родственников, соблюдая между собой строгую иерархию. Отношения строятся в первую очередь на беспрекословном подчинении хозяину дома и почитании старших.

Женщине в таджикской семье отведена особая роль. С одной стороны мать является хозяйкой в доме и женой главы семьи, но с другой, она же беспрекословно исполняет любую волю своего мужа и его родителей. Несмотря на такое неприемлемое для европейских женщин отношение, все же дискриминацией назвать это нельзя.

Ведь такие отношения складывались веками. И пройдя многие испытания, порой в тяжелых местных условиях, понимание правильности таких отношений только укрепилось. Возрастом для замужества девушек считается 13-14 лет. И, несмотря на закон, по которому девушки должны дождаться своего совершеннолетия, негласно браки все же заключаются.

Брачные узы закрепляет Имам, а не ЗАГС. Жизнь таджиков определяется исламом. Религия чувствуется во всем: в быту, в традициях, в отношениях, в искусстве и в воспитании детей. Особую роль играют обряды, особенно свадьба. ЗАГС посещают только по желанию, а вот обряд «Никах», который проводит местный мулла - обязателен.

Без этого брак не будет считаться браком, а дети будут незаконно рожденными. Невесте одевают на голову семь платков. Мула заговаривает воду, а невеста должна ее выпить. Сорок дней после свадьбы молодая жена ходит в национальном костюме.

На свадьбу приглашают всех: родственников, друзей, коллег и даже просто знакомых. Свадьба проходит в несколько этапов: в начале дома у невесты, потом в доме у жениха, потом общая свадьба и гулянье для друзей и коллег. На самых скромных свадьбах присутствуют от 500 человек.

Так же пышно отмечают обрезания, рождение ребенка и многие другие памятные события. Для таджиков очень важно, чтобы столы были наполнены, и не было ни единого свободного места. И не важно, что еда останется, важно, чтобы ее было с избытком. Всем руководят старшие, а молодые только исполняют.

Традиционно должен быть калым (выкуп за невесту). Существует определенный перечень того, что молодожены должны взять у своих родителей. Чаще всего «приданное» начинают собирать с рождения ребенка. Вообще молодые полностью зависят от своих родителей.

Ведь очень рано женясь, они действительно еще многого не понимают. И даже если молодым что-нибудь вдруг не понравится, они промолчат. Старшие мудрее и знают, как правильно. Так воспитывают детей.

В Таджикистане нередко встречается многоженство. Официально, конечно, многоженство запрещено, но на практике это совсем не редкость. Регистрации, конечно, нет, но все же женой называется первая, и вторая, а может и третья.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью.

Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Женщина-таджичка должна всегда молчать. Без разрешения мужа или свекрови она не имеет права выйти на улицу.

Домашним хозяйством занимаются только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и ни в коем случае не должна навещать своих родителей.

На нее возлагается сразу очень много хозяйственных дел. Она полностью подчиняется во всем своей свекрови и всем остальным старшим родственникам, но в первую очередь своему мужу.

По свадебной традиции невеста должна плакать. Так это и происходит на всех свадьбах.

Таджички сами по себе очень красивы. У них прекрасные темные глаза необычной формы. Национальная одежда: платье и штаны под это платье из красивой ткани.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. С раннего возраста малыши очень активны и самостоятельны. Они дружат большими компаниями, а главное, с детства воспитываются в традициях.

Старшие ребята заботятся о младших, младшие слушаются старших и везде ходят вместе. Большие дети носят маленьких, средние сами бегают за старшими.

Сами по себе дети очень общительны и активны. С самого малого возраста они помощники своей семье. Быстро и с охотой выполняют любые поручения взрослых. Легко справляются с домашней скотиной и многочисленными хозяйственными делами.

Дети не живут отдельно, они полноценно принимают участие в жизни семьи. Таджики не загоняют детей спать, не заставляют их есть, не скрывают от них взрослых дел. Дети живут так же, как и взрослые: подчиняются старшим, по-взрослому работают и отвечают за свои поступки.

Таджики очень гостеприимный народ. Гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин считает своим долгом вкусно угостить гостя. В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. В ней всегда есть специальное почетное место для главного гостя.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Перед застольем и после него, обязательна молитва, благодарение и хвала Всевышнему. У таджиков обряд свой, отличный от других мусульман.

Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди. Таджики могут позволить себе и спиртное.

Интересный факт, что первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. Для званого гостя таджики обязательно приготовят плов. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Женщины кушают отдельно в другом конце дома. Им нельзя входить в помещение во время застолья мужчин. Любой посторонний мужчина, желающий пообщаться с женщиной, должен обязательно спросить позволения у ее мужа или у хозяина дома. Таджикские мужчины никогда не ходят по дому в ночной одежде или с оголенным торсом.

Если хозяина нет дома, но пришел гость, жена обязана его пригласить в дом. Но мужчина не должен туда заходить. Нельзя посторонним мужчинам общаться с женщиной в отсутствие ее мужа, отца, или иного родственника мужского пола.

Таджики очень любят дарить подарки. Никогда они не придут в гости без даров. Вообще, таджикские мужчины, очень щедры. Они добытчики для своей семьи и им важно, чтобы в доме всего всем хватало. Но всего важнее для них мнение соседей, друзей и родственников. Они стремятся поддерживать отличные отношения и хорошее мнение о себе.

Для таджиков семья является основой их жизни. Для семьи они трудятся, семьей хвалятся. Все описанное выше, является образом традиционной таджикской семьи. В современном же мире, многие стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, еще есть множество семей, дорожащих своими традициями.

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

Даже самое безобидное дело, например, покупку одежды или поход к родителям, таджикская жена обязана согласовать с мужем. Не говоря уже о более серьезных решениях. Спрашивать разрешение у мужа для таджикской женщины – это совсем не зазорно. Стыдно, когда происходит наоборот.

Ранние браки в таджикском городе Гарм не редкость. В годы вооруженного конфликта здесь, в Раштской долине, дислоцировались вооруженные отряды таджикской оппозиции.

По официальным данным, более 26 тысяч женщин в годы войны овдовели, и многие из них не имеют даже среднего образования. Молодые вдовы и разведенные не могут самостоятельно прокормить себя и добровольно становятся вторыми женами.
По узким улочкам старой махали в Гарме невозможно пройти незамеченной. На мне брюки и нет головного убора. Это не совсем привычная одежда для здешней женщины.
Дом Рухшоны мне долгое время отказывались показывать. О том, что она вторая жена, знают почти все соседи по махале, но говорить открыто опасаются. Тем более что муж Рухшоны, по словам жителей, какой-то очень важный человек "из органов".
Меня она встретила приветливо. Рухшоне 33, она вдова. Двоих сыновей оставила в семье мужа: женщине, окончившей всего четыре класса средней школы и не имеющей никакой специальности, сложно прокормить детей.
"Хорошая жена"
В доме отца в Гарме прожила несколько месяцев и согласилась на предложение нынешнего мужа. "Я была вынуждена согласиться выйти замуж, - вспоминает Рухшона. - В доме отца стало невыносимо. Я не работала и чувствовала себя обузой. Позже мне стали открыто об этом говорить. Сейчас я родила дочь, чтобы как-то смириться с потерей сыновей. Но вторая жена - это точно не жена. Вечно ждать его и бояться, что наступит день, и он тебя бросит, а ты опять останешься без средств к существованию".

Рухшона - одна из 26 тысяч женщин Таджикистана, потерявших мужей во время гражданской войны в стране. В Раштской долине на востоке республики, в регионе с сильными исламскими традициями, девочки, окончив начальную школу, часто перестают учиться. Здесь принято рано выдавать дочерей замуж. Если у родителей финансовые сложности, и они думают о том, кому из детей продолжать образование, предпочтение обычно отдается мальчикам.

Хорошая жена, по мнению Рухшоны должна вести домашнее хозяйство и ухаживать за мужем. Зарабатывать деньги и учиться - обязанность мужчины.
Теперь Рухшона очень жалеет, что не умеет читать и писать. О первой жене мужа говорить не любит. "Лично я не знакома с ней. Он предлагал мне поехать ее навестить, но я боюсь этой встречи", - говорит она.
Я спрашиваю, что она будет делать, если появится третья жена.
"Это невозможно, - отвечает она. - Я верю, что он любит только нас. Ругаться с третьей женой я не стану, и с ним тоже. Пожалуй, смирюсь. Ведь в данном случае он хозяин положения. Я завишу от него материально".
Мой вопрос Рухшоне, кажется, не понравился: она задумалась и стала меня торопить. Приближалось время обеда, и муж Рухшоны с минуты на минуту должен был явиться домой. Сам он из дального кишлака, но работает в районном центре, и иметь жену здесь очень удобно.

"Чего ему не хватает?"

Об этом мне сказал сосед Рухшоны, 60-летний Самад-ака. Он вдовец. Мечтает жениться, но дети против. Надеется их переубедить. К двоеженству относится как к полезному делу: "Мои дети ничего не понимают в пользе многоженства. Вот если жена беременна, что делать мужчине? Надо жениться на второй, чтобы дождаться, пока первая родит".
Навестить Самад-ака пришла его молодая сестра. А если ее муж завел бы себе вторую жену? Мой вопрос рассердил мою собеседницу: такая перспектива ей явно не понравилась. "С какой это стати, чего ему не хватает? В доме всегда горячая еда, вещи постираны. Нет, я мужу верю. Не поступит он так".
Число женщин в районе превышает мужское население. Без мужей остаются и жены трудовых мигрантов; они едут в Россию и нередко забывают о старых семьях, создавая новые.
Для другого моего собеседника Камола его вторая жена настоящая гордость. Она работает, по его словам, в хорошем месте и занимает важный пост. Какой, сообщать отказался. Но и сами мужчины, имеющие вторых, а иногда и третьих жен - люди состоятельные, зачастую работают в государственных структурах.
Бедный и без нужных связей мужчина на пободное не решится, поделился со мной Камол: "Вторая жена - хорошо. Мужья у них всегда чистые и сытые. Я прихожу ко второй жене, она спрашивает: что тебе первая приготовила? Я говорю: плов. Она бежит на кухню и готовит жареное мясо. Мои жены знакомы друг с другом. Ссор никогда не было. Они одно время даже жили вместе. В общем, я доволен".

"Я видел ее только раз"

В местном совете, хукумате, я задала вопрос о двоеженстве Давлатпочо Мирзоеву, зампредседаля совета Гарма. Вопрос, кажется, застал ее врасплох: Мирзоева сказала лишь, что подобных жалоб к ним не поступало.

Многоженство в Таджикистане уголовно наказуемо, однако до сих пор в судах страны такие дела не рассматривались.
Доказать наличие второй жены нелегко, говорят юристы. Женщины, как правило, скрывают это, защищая мужчин.
"Ранние браки тоже в Раште нередкость", - признается Майрам, жительница города. Ее сын на днях женился на девушке, которой только исполнилось 17 лет.
"В Гарме принято выдавать замуж лет в 17 или 18, - говорит она. - Нам неважно, имеет ли она образование, с молодой легче: есть шанс воспитать ее так, как хотим мы. 20-летние невесты рискуют остаться без мужа".
Молодой Искандар своим выбором доволен. Его не смущает, что девушка необразованна. Скорее всего, такой она и останется, посколько Искандар против образованных жен: "Я не хочу, чтобы она работала. Мне будет неприятно, если на мою жену будут смотреть чужие мужчины. Она обязана сидеть дома. Домашнее хозяйство - вот ее главная работа".

Я спрашиваю у Искандара, были ли они знакомы до свадьбы, встречались ли. "Я видел ее только раз, мы поздоровались - и все , - отвечает он. - Я сказал родителям о своем выборе, они невесту сосватали. Но, конечно, никаких встреч у нас не было, о чем вы говорите! В Гарме это нельзя: могут пойти сплетни о девушке, и она будет обесчещена. Никаких кино и мороженого".

Каждый восьмой брак с иностранцами в России совершается с гражданами Таджикистана. По данным опросов общественного мнения в России, еще два-три года назад граждане Украины, Армении и Таджикистана считались самыми «популярными» женихами для россиянок.

Эти данные подтверждают и статданные, которые говорят, что в 2007-2009 годах представители этих стран чаще всего становились спутниками жизни граждан России. К примеру, из 29 тысяч браков, зарегистрированных в первые шесть месяцев 2009 года, каждый восьмой совершался с гражданином Таджикистана.

По мнению социологов, эта цифра достаточна велика, если учесть растущий в российском обществе уровень ксенофобии и расизма по отношению к выходцам из Центральной Азии.

Эксперты уверены, эти показатели свидетельствуют о том, что ксенофобия, прочно засевшая на бытовом уровне в российском обществе, пока еще не стала общей идеологией. В случае личного контакта и познания чужой культуры и традиции, нетерпимость по отношению к так называемым «чужим», отходит на второй план.

34-летняя Марина, родившая двух дочерей от таджикских мужчин, решила навсегда остаться в Таджикистане после того, как в сентябре прошлого года решила повидаться со старшей дочерью Аленой в южном городе Куляб. Но здесь ее ждали дурные вести: семилетняя Алена , привыкшая жить с родными отца, отказалась вернуться к матери, которая в подмосковной России подрабатывала в столовой и увлекалась спиртными напитками. Марина приняла для себя серьезное решение: она выбрала Таджикистан в качестве нового места жительства.

Она говорит, что такое решение пришло потому, что у нее сложились хорошие отношения с семьей отца первой дочери, где она свободно может общаться с Аленой, а также она дорожит и добрыми отношениями с родственниками второй дочери от брака с таджиком, которые также живут в Кулябе.

Сдав с помощью тети квартиру в Подмосковье в аренду и оформив получение пенсии по инвалидности в Таджикистане, Марина арендовала квартирку на окраине Куляба. У нее много времени для общения с местными жителями, она рассказала, что уже начала учиться печь таджикских хлеб у своих новых подруг:

- Все родственники Алены, первой дочки, очень хорошие люди. Я им помогаю, они мне помогают. Я не хочу возвращаться в Россию потому, что там женщины живут совсем по-другому. Они ведут разгульный образ жизни, пьют, курят. Я сама до приезда сюда была такой, я не хочу возвращаться в прошлую жизн ь, - говорит Марина.

Алкоголь и бытовая ксенофобия

Многие эксперты, подтверждая слова Марины, говорят, что очень часто россияне, согласившиеся на брак с таджиками, бегут от пагубных привычек и алкоголизма. Несмотря на высокий уровень ксенофобии и расизма в российском обществе, где из года в год усиливаются антимигранские настроения, при личном знакомстве неприязнь и нетерпимость отходит на второй план. Вера Альперович, эксперт Центра «Сова» в Москве считает, что в этом заключаются особенности бытовой ксенофобии, широко распространившейся в России в последнее время:

- То, что таджикские мужчины женятся на русских женщинах, а не наоборот, связано в первую очередь с тем, что в миграцию, прежде всего, подаются мужчины. Это еще связано и с тем, что мигранты, независимо, откуда они приехали, они, как правило, активнее, трудолюбивее местного населения, потому что у них стартовые позиции изначально значительно ниже.

Вместе с тем, считает Альперович, в силу возрастающей нетерпимости к инородцам, особенно к тем, у кого невыгодный социальный статус с точки зрения престижа и влияния, угроза того, что бытовая ксенофобия может обрести черты общественной идеологии, очень велика:

- Однако у ксенофобии есть такой эффект, что, когда возникают межличностные связи, все ксенофобские предрассудки отходят в сторону. Я знаю очень много антисемитов, которые делают исключение для лично им знакомым евреям, которые говорят, мол «ты – нормальная, а все остальные евреи – сволочи». Человек не делает над собой усилия, чтобы эти ксенофобские чувства преодолеть .

По мнению таджикистанцев, выросших в мультикультурной атмосфере, в большинстве случаев, браки с иностранцами имеют положительный, нежели отрицательный аспект. Зарина Киямова , дочь известного в Таджикистане режиссера театра Шамси Киямова и редактора киностудии Таджикфильм Любови Киямовой, с самого детства выросла в атмосфере уважения и любви к русской и таджикской культуре и традициям.

- Дети, рожденные в таких браках, способны впитать в себя обе культуры, они более демократичные. Например, турки в свое время привозили со всего света мужчин и женщин, чтобы внести свежую струю в свою культуру и обновить кровь. Так они очень хорошо развивались. Проблемы возникают тогда, когда сталкиваются религиозные основы, когда идет непонимание и отторжение обычаев и традиций.

«Очень часто, дети в таких браках больше знают язык матери, нежели отца, - говорит она. – Чтобы дети не отдалились от отца и его предков, не были оторваны от родины, мужчины должны учить родному языку своих детей ».

Вместе с тем, Зарина Киямова уверен а, что принимая решение вступать в брак с представителем другой нации, необходимо понимать, что ради создания благоприятной атмосферы в доме, супругам необходимо проявлять уважение к обоюдной культуре, традициям, религии, языку и другим ценностям.

Хиромон Бакозода, Мумин Ахмади, таджикская служба РСЕ\РС



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!